Начните обучение

 

Беседа №2 Священная Библейская история

 

Слушать аудио версию

Здравствуйте!

Вы смотрите вторую огласительную беседу перед таинством святого Крещения. На этот раз тема нашей встречи - Священная Библейская история. Иными словами, речь пойдет об основных вехах истории отношений человека с Богом, описанной в Библии.

Библия, или, иначе, Священное Писание. Эта одна из самых древних книг и до сего дня остается самой читаемой книгой мира.

На самом деле Библия – это не одна книга, а множество книг, собранных вместе. Самой древней из этих книг около трех с половиной тысяч лет, а самой молодой чуть меньше двух тысяч. Эти книги писались самыми разными людьми, в разные времена и даже на разных языках.

Каждая из этих книг имеет свое название. Часть из них могут считаться историческими (в них описывается история взаимоотношений Бога и людей; именно в одной из исторических книг Библии рассказывается история сотворения мира и человека); кроме исторических книг есть еще законоучительные (в них Господь раскрывает человечеству нравственный закон: что можно делать, а что нельзя; что хорошо, а что дурно) и, наконец, есть книги пророческие. В пророческих книгах приоткрывается тайна будущего -  того, что еще только должно совершиться.

«Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!... И сколько тайн разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия» 

Ф. М. Достоевский

 

Самое главное, о чем нам рассказывает Библия – это рождение, жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа. Все книги Священного Писания так или иначе говорят об Иисусе Христе. Те книги Библии, которые были написаны до Рождества Иисуса Христа, входят в состав Ветхого Завета; а те, что после – в состав Нового Завета.

Иногда издается не полностью вся Библия, а только ее части. Например Псалтирь. Этой книге около трех тысяч лет; она входит в состав Ветхого Завета, поскольку была написана задолго до Рождества Христова.

Отдельно может издаваться Новый Завет. Название говорит само за себя – в нем собраны все книги Священного Писания, которые написаны по Рождестве Христовом.

Иногда издается Евангелие. Слово «евангелие» – греческое, и на наш язык переводится как «благая весть». Именно эта книга рассказывает нам о рождении, жизни, учении и смерти Иисуса Христа, а также о Его воскресении. Евангелие входит в состав Нового Завета, и само, в свою очередь, состоит из четырех книг: Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Дело в том, что об Иисусе Христе нам поведали сразу четыре автора, и их книги во многом дополняют и поясняют друг друга.

Рекомендую вам в качестве подготовки ко Крещению прочитать хотя бы одно из Евангелий, а именно, Евангелие от Луки: это Евангелие в наиболее доступной для нас форме излагает новозаветные события.

Библия и наука

Почему же библейская история называется «Священной»?

Любая история - это рассказ о событиях, а еще точнее – рассказ о взаимоотношениях между людьми, народами, странами которые проявляются в конкретных событиях. Библия рассказывает нам не об истории взаимоотношений между народами, а об истории взаимоотношений между Богом и человечеством. Именно поэтому мы называем эту историю «Священной» и именно с этих позиций мы можем приступать к ее рассмотрению.

Некоторые люди порой недоумевают по поводу того, что отдельные сведения, содержащиеся в Библии якобы не соответствуют последним научным данным. Что мы можем им ответить? Во-первых, Библия – вовсе не научный трактат, не энциклопедия по естествознанию. Она писалась для того, чтобы пролить свет не на то, КАК устроен этот мир, а на то, КЕМ этот мир устроен.  Поэтому Библия вовсе не претендует на научную достоверность – у науки и религии совершенно различные области интересов: наука познает творение, а религия – Творца. Поэтому с точки зрения веры, например, совершенно неважно, сотворил Господь этот мир за шесть суток, или за миллионы лет, условно разделенных на периоды и обозначенных в Библии, как «дни». Главное, что Творцом этого мира является Господь, и важно понять – для чего этот мир сотворен? Каков замысел Божий об этом мире? С какой целью мы приходим в этот мир? Без ответов на эти вопросы невозможно понять ни смысл существования этого мира, ни обрести смысл собственного бытия. Поэтому Священная Библейская история начинается с рассказа о сотворении мира: «В начале сотворил Бог небо и землю»…

Сотворение мира

Святые отцы объясняют нам, что под «небом» нужно понимать не то, что мы видим над своими головами, а высший, духовный мир, мир ангелов.

Об ангелах мы знаем совсем немного, но то, что нам известно, заставляет нас относиться к ним с уважением. Ангелы – духовные, бестелесные, бессмертные и могущественные существа, которые могут мгновенно перемещаться в пространстве, и поэтому на иконах мы изображаем ангелов крылатыми. Ангелы обладают огромными знаниями, имеют чувства и свободную волю.

Цель ангелов – служение Богу. Но не все ангелы захотели служить Богу; нашлись такие, которые возгордились своим могуществом и восстали против своего Творца. Такие ангелы называются падшими ангелами, иногда их еще называют нечистыми духами, демонами, чертями или бесами. Это очень злые существа. Так зародилось зло. Оно впервые произошло в ангельском мире от горделивого превозношения и сопротивления Богу.

Бог является источником всякой жизни, милости, благости, мира, любви и добра. И всякий, кто противится этому Источнику, непременно уклоняется в сторону ненависти, злобы и разрушения. Итак: сопротивление Богу и есть зло в чистом виде.

После мира ангельского Господь творит и материальный мир, формирует его с любовью и заботой, как дом для будущих живых существ. Творит и все живое от простейших микроорганизмов до сложных млекопитающих. При этом в основе творения лежит любовь: ничто Господу не оказывает никакого сопротивления, Он творит мир легко и свободно одним лишь Словом Своим: «сказал Бог – да будет так, и стало так», и все творится с любовью – все, что Бог делает – «все хорошо весьма».

 

«Добрый и вседобрый Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по (преизбытку) доброты Своей благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его доброте» 

Святой Иоанн Дамаскин

 

 

 

И в завершение всего Господь творит человека, творит его как владыку и царя над миром.

Человек – венец творения Божия; он соединяет в себе два мира –духовный и материальный; весь мир сотворен, как дом для него. Он – существо особое, не такое, как прочие творения: Господь творит его по Своему образу. А это означает, что человек сотворен, во-первых, свободным – он может противиться Богу, а может покоряться; и то и другое человек выбирает свободно. Еще это означает, что человек наделен разумом и чувством прекрасного, способен любить до самопожертвования, имеет чувство собственного достоинства и наделен способностью творчества. И если свои возможности человек будет, подобно Богу, использовать исключительно во благо, то он станет не только образом Божиим, но и подобием Его.

Взойти от образа Божьего к подобию – вот предназначение человека. А поскольку Господь бесконечно свят, совершенен и благ, то и для человека открыта бесконечная перспектива развития и совершенствования.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный...» Библия. Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 43-48

Нам сейчас может казаться, что в раю люди не работали, но это не так: люди не только трудились и заботились, сохраняя и возделывая райский сад, они еще и познавали окружающий их мир, нарекали имена всей твари, а это значит, что они учились. А еще Господь заповедовал людям плодиться и размножаться, наполнять землю, обладать ею, и владычествовать над всеми другими существами.  Это означает, что человеку была заповедана забота о ближних, труд и познание окружающего мира.

И среди прочего была особая заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла.

Эта заповедь давала человеку возможность самоопределиться – с Богом он или нет. Через вольное послушание Господу Богу человек оказывал Ему свое доверие; но произошло то, что сегодня мы называем «грехопадением».

Грехопадение

Мы не станем сейчас рассматривать подробно вопрос о том, как же все-таки произошло отпадение человека от Бога – это тема отдельного и специального разговора. Но на нечто важное все же следует обратить внимание уже сейчас.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» Библия. Бытие, глава 3, стихи 1-7

Так в Библии описывается грехопадение.

Возможно, что кто-то будет разочарован, узнав, что фраза «Адам и Ева согрешили» означает вовсе не то, что они вступили в интимные отношения: Адам и Ева и так были мужем и женой, которым Господь благословил «плодиться и размножаться». Грех состоял совсем в другом. Обратите внимание на то, что змей внушает жене: Бог потому запрещает вам вкушать от этого древа, что, вкусив, вы познаете добро и зло, и «будете, как боги». То есть, стоит лишь вкусить от древа сего — и сделаешься, как Бог. Вот оно, искушение – сделаться «как бог»…

Но вот что удивительно: а не к тому же, собственно, призвал и Господь человека, создавая его по образу и подобию Своему? Ведь мы уже говорили о том, что уподобление Богу есть цель, которую Бог поставил перед человеком. Так в чем же искушение? И диавол говорит: «Будете, как боги» (Быт. 3: 5), и Бог говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48)?

Оказывается, Бог призывает человека достичь этой цели через развитие и самосовершенствование. Такое совершенствование требует напряжения сил, жизненного подвига и без помощи Божией здесь не обойтись. А диавол предлагает путь, не требующий каких-либо усилий со стороны человека и не зависящий от воли Божией: вкуси плод, и все. При этом подразумевается, что человек уже не будет нуждаться в Боге, ибо сам займет Его место.

«Грехопадение — это отречение человека от Бога, непослушание Богу, то есть сознательный отказ от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке, отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Божия закона»

Патриарх Кирилл

 

 

Несколько слов о древе познания добра и зла: что за древо? для чего оно было нужно? а может не стоило такие деревья в раю сажать с которых нельзя кушать? ну, чтоб искушения не было?

Мнение богословов и святых отцов сходятся на том, что плоды с этого древа сами по себе не давали каких-то знаний, которых Господь хотел лишить человека. Если бы, например, людям эти плоды просто подсунули, чтобы они их съели, то абсолютно ничего бы не произошло. Значение имело либо сознательное послушание Богу, и тогда человек бы познавал благотворное влияние этого послушания, его благость и возрастал бы в добре; либо сознательное непослушание Богу, и тогда человек бы познавал сопротивление Богу, его влияние и возрастал бы во зле. Так что в любом случае – вкусив или не вкусив, человек бы что-то познавал бы и в чем-то бы совершенствовался. А вот в чем - в добре или во зле, было его сознательным свободным выбором. Это и была возможность реализовать человеческую свободу, но человек реализовал ее не так, как хотелось бы.

До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек находился в непосредственном общении с Богом. И душа, и тело человека были «пропитаны» благодатью. Своим греховным самоутверждением человек «вытеснил» из себя Бога. Святитель Филарет Московский говорит, что, согрешив, «человек остановил в себе приток Божественной благодати». В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом.

Если до грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своем сердце, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке уже не чувство любви и радости, но страх.

Более того, природа человека подвергается серьезному повреждению – в нее вошла смерть и разделение. Отныне в человеке как бы самостоятельно существуют воля, разум и чувства, и они вступают в противоречия между собой. Повреждение касается и совести человека, проникает в самые глубины человеческой природы. Последствия грехопадения человека катастрофически, причем не только для него, но и для его потомков и для всего творения: разрушилась первозданная красота и гармония мира, он стал тленным, земля стала плодить терния, многие животные стали вредить человеку, он стал зависеть от погодных условий, стихий, капризов природы.

«Расстройство естества человеческого и заключается в том, что грех отклонил или оторвал душу от духа, и душа, вследствие этого, стала иметь влечение к телу, к плоти и опираться на него, а тело, потерявшее эту возвышающую силу души и как само созданное из «хаоса», стало иметь влечение к чувственности, к «хаосу», к смерти. Потому и результат греха есть болезни, разрушение и смерть. Ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувство исказилось, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу» 

Протоиерей Серафим Слободской

 

Серьезны были последствия преступления заповеди Божьей; но милосердный Господь не оставил первозданных людей без надежды и утешения. Он обещал людям, что однажды, когда придет время, на земле родится Спаситель, Который примирит человека с Богом. С этого времени Господь неустанно готовил людей к пришествию в мир Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа. О том, как это происходило, нам рассказывает та часть Библии, которая называется Ветхий Завет.

В Ветхом Завете раскрывается очень назидательная и богатая история поиска Бога древними людьми, их ошибок и успехов, заблуждений и открытий; а также история поиска людей Богом. Но все это мы оставляем за рамками нашей сегодняшней встречи, поскольку масштабы такого разговора слишком велики - это темы для целого курса бесед о Священной Библейской истории Ветхого Завета. Мы же обратимся сразу к самому главному периоду Священной истории – жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Иисус Христос - Богочеловек

Господу надлежало каким-то образом восстановить поврежденное человеческое естество. Но КАК это сделать? КАК восстановить утерянную связь человека с Богом? Для этого Бог САМ становится человеком: принимает на Себя наше человеческое естество со всеми его немощами, слабостями, недостатками. И в Вифлеемской пещере Дева Мария рождает в мир Богомладенца Христа, Который  соединяет в Себе два естества – Божественное и человеческое.

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»

Библия. Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 9-14

 

 

Иисус Христос - самая удивительная Личность в истории. О Нем написаны горы книг, рассказано во много раз больше, чем о ком бы то ни было. Нет другой личности, которая привлекала бы внимание стольких людей на протяжении многих веков. Его учение изменило жизнь не только отдельных людей, но и целых государств и континентов.

В чем же заключалось учение Христа? О чем Он больше и чаще всего учил? Думаете, о любви? о прощении? милосердии? или «нечто от таковых»? Вовсе нет. О подобных вещах учили (и весьма неплохо учили) многие известные и великие люди и в глубокой древности и в недалеком прошлом, но вовсе не об идеалах добра чаще всего говорил Христос. Если мы возьмем текст Евангелия и проведем простую «компьютерную» работу, то мы увидим, что чаще всего Господь говорит о Самом Себе.

 

«…Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец…»

(Св. Евангелие от Иоанна 10:11-15)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»

Библия. Евангелие от Матфея, глава 11, стихи 28-30


 

 

 

В Евангелии подобных высказываний мы много найдем:

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» Библия. Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 5

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» Библия. Евангелие от Иоанна, глава 11, стихи 25,26

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» Библия. Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 32,33

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» Библия. Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 37-39

«И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» Библия. Евангелие от Марка, глава 8, стихи 27-29

И так далее. Каждый без труда может отыскать в Евангелии десятки высказываний, которые немыслимы в устах любого другого человека. Разве мог сказать, например, о себе Конфуций: «Я есть путь, истина и жизнь»? Или Магомет: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец»? Нам известно немало религиозных деятелей, притязавших на звание Божьих помазанников и пророков, но такого от них никто не слышал. Почему же Иисус из Назарета говорил так, как до Него не говорил никто и никогда? Да потому что все великие хоть и «великие», но люди, а Он не просто человек; Он – Богочеловек.

 Христос вовсе не великий философ, не знаменитый проповедник и даже не основатель мировой религии. Он выше всех человеческих титулов. Он завоевывает не страны, а сердца; и влияет не просто на мировоззрение человека, а на саму душу, делая ее чистой и праведной. В истории нет, не было и не будет больше другой такой личности, как Иисус Христос, потому что в Нем соединилось, казалось бы, несовместимое – Бог и человек.

«Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах  неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов» Орос Четвертого Вселенского Собора

А вы замечали, что Господь часто так поступает – соединяет несоединимое? Ну вот, например, объединил в Себе Божественное и человеческое естество, Дева Мария сочетала в Себе и девство и материнство, а в рай первым входит разбойник?… Откройте Евангелие и вы увидите, что Господь абсолютно без какого-либо усилия там, где Ему это угодно, «нарушает естества чин», поскольку Он властен делать то, что хочет. Бог, как известно, всесилен.

«А может ли Он тогда, - ехидно спрашивают некоторые «мудрецы», - создать такой камень, который не сможет поднять?» Наверное, по их мнению, после этого вопроса мы сразу должны онеметь, растеряться и со стыдом удалиться «во своя си». А ничего подобного: есть много того, чего Он не может. Например, Он не может нагрешить. Это невозможно для Него. Мы можем, а Он нет. Однако это вовсе не означает, что Он не всесилен или что мы сильнее Его. А еще Он не может нарушить нашу свободу, не может вмешиваться в нашу жизнь без нашего на то разрешения, не может спасти нас без нас. Именно поэтому Он ждет от нас молитв, в которых мы искренне САМИ попросим Его вмешаться в нашу земную жизнь, в наши дела и расставить все так, как Ему это угодно. Если хотите, то человек – это и есть тот самый созданный Богом «камень», который Господь «не может поднять» без усилий со стороны самого человека. Так что мы ответим на коварный вопрос просто: ваше желание уже выполнено – вы и есть тот камень.

Распятие

В Иисусе Христе связь человека с Богом не просто восстанавливается, а достигает своего наивысшего проявления. Более того, Господь Иисус Христос в Самом Себе исцеляет древние повреждение человеческой природы, и происходит это не где-нибудь, а на Кресте, в муках. Именно поэтому крест становится символом христианской веры, символом нашего спасения.

 

«Господь воспринял смертную, тленную, страстную природу. Через страдания до смерти Он эту природу «совершил», сделал совершенной… Итак, вот что произошло в Жертве Христовой – исцеление человеческой природы во Христе, не в нас, а в Нем. То есть не во всех людях, не во всех ипостасях людей, а в Нем, в Его Богочеловеческой ипостаси» 

Осипов А.И.

 

 

 

Между прочим, Господь в самом начале сотворил человека бессмертным – смерть не властвовала над ним. Смерть вошла в природу человека вместе с грехом. Взяв это за основу, давайте попробуем немного порассуждать богословски: если смерть есть последствие повреждения человеческой природы, то что должно произойти, если эту природу исцелить? Если Христос исцелил в Себе человеческую природу, сказав: «Свершилось», и умерев на Кресте, то что должно было дальше произойти? Мог ли Он оставаться мертвым? Очевидно, что нет. Свидетельством того, что Господь действительно исцелил нашу природу стало Его славное Воскресение: Своей крестной смертью на Кресте Иисус Христос исцеляет человеческую природу и разрушает смерть, о чем и поется в тропаре Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав

 

«…День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа - основание мира, начало примирения, прекращение вражды, разрушение смерти, поражание диавола... Сам Он воскрес, расторгнув узы смерти, и нас воскресил, расторгнув сети наших грехов...»

Святитель Иоанн Златоуст

 

 

Конечно, в рамках одной этой беседы мы не могли изучить всю Библию; мы ограничились лишь самой сутью Священной истории. Возможно, кто-то из вас разочаровался - ему бы хотелось, как я полагаю, поговорить ну хотя бы о том, с «какой страницы удобнее» начать Библию читать. Эта книга не так проста; хоть и интересна для современного человека, но вместе с тем имеется масса препятствий в понимании текста. Я же озвучил только общую картину. Ну что же, давайте будем считать эту беседу всего лишь началом разговора о Священном Писании. Бог даст, еще поговорим с вами детально и о Ветхом и о Новом Завете, и получим возможность прикоснуться к бездне мудрости, заключенной в этих книгах.

Итак в этой беседе мы с вами очень кратко ознакомились с основным содержанием Священной Библейской истории и о том, почему эта история называется «Священной». Мы узнали о том, что в основе мира лежит любовь, а так же о том, что Господь не сотворил зла, а оно зародилось в ангельском мире от гордыни и сопротивления Богу. Прикоснулись к вопросу сотворения человека, и его предназначения; выяснили, что человек призван был взойти от образа Божьего к подобию, стать ПОДОБНЫМ Богу,  для чего ему следовало потрудиться.

В этой беседе мы успели вскользь рассмотреть вопрос о грехопадении человека и его последствиях, а также узнать, каким образом Господь исцелил поврежденное человеческое естество.

Но вот вопрос: исцелил-то Он его в Самом Себе. Как же мы, ныне живущие, можем стать соучастниками и причастниками спасения? Для того, чтобы мы могли стать наследниками дела Христова, Господь создал Свою Церковь. Но об этом мы с вами будем говорить в следующей нашей беседе, тема которой – Церковь Христова.

Священное Писание

Священным Писанием называется Библия.

Самое главное, о чем нам рассказывает Библия – это рождение, жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа. Все книги Священного Писания так или иначе говорят об Иисусе Христе. Те книги Библии, которые были написаны до Рождества Иисуса Христа, входят в состав Ветхого Завета; а те, что после – в состав Нового Завета.

Евангелие

Буквальный перевод с греческого – благая весть.

Евангелие - книги Нового Завета которые рассказывают о рождении, жизни, учении и смерти Иисуса Христа, а также о Его воскресении. Состоит из четырех книг:

Евангелие от Матфея;

Евангелие от Марка;

Евангелие от Луки;

Евангелие от Иоанна.

Ангелы

Духовные, бестелесные, бессмертные и могущественные существа, которые могут мгновенно перемещаться в пространстве, и поэтому на иконах изображаются крылатыми. Ангелы обладают огромными знаниями, имеют чувства и свободную волю.

Цель ангелов – служение Богу.

Зло

Зло есть сопротивление Богу. Оно впервые произошло в ангельском мире от горделивого превозношения. Бог зла не сотворил, да и не мог сотворить по определению.

Грехопадение

Факт первого восстания человека против Бога, описанный в Библии. Грехопадением так же называют последствия этого восстания – человек «остановил в себе приток Божественной благодати», выпал из состояния изначального единства со своим Творцом и вместе с тем оказался во власти смерти и тленности.

Богочеловек

Иисус Христос является истинным Богом и истинным человеком; единосущный Богу Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству.

Обожение

Обожение – это соединение человека с Богом, приобщение человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати. Обожение есть цель человеческой жизни. 

 

1. Прочтите Евангелие от Луки.

Евангелие от Луки входит в состав Библии, а точнее – Нового Завета.

В интернете Евангелие от Луки можно прочитать здесь.

Скачать и прослушать mp3 версию можно здесь.

2. Ознакомьтесь с молитвой «Богородице Дево, радуйся». Текст и аудио файлы найдете в дополнениях по теме.

«…христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение, так как Господь не только основал Свою Церковь, но и реально, хотя и невидимо, пребывает и пребудет в ней во все дни до скончания века»

иерей Олег Давыденков

«Евангелие не есть история событий, раз случившихся, давно прошедших; оно всегда современно, оно вечно, как вечны истины, в нем заключающиеся и непрерывно осуществляющиеся в жизни людей, из рода в род»

Н.А. Астафьев

Молитва «Богородице Дево, радуйся»:

Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

 

Песнопение «Богородице Дево, радуйся» в исполнении мужского хора храма Успения Пресвятои? Богородицы

Песнопение «Богородице Дево, радуйся» в исполнении мужского хора. Глас первый.

 

Лекция Осипова А.И. «Евангелие Иисуса Христа – это не закон Божий»