Подготовка к Крещению
Беседа №4 Христианская нравственность
Слушать аудио версию |
|
В прошлой беседе мы рассматривали вопрос о том, что такое Церковь. Вспомним наиболее распространенное определение Церкви (первые два пункта которого мы уже рассмотрели):
«Церковь есть от Бога установленное общество людей, которых объединяет
- Православная вера;
- Священноначалие;
- Закон Божий;
- Таинства;»
Сегодня нам предстоит поговорить о Законе Божием и Таинствах, и поэтому тема нашего разговора – христианская нравственность.
Люди, далекие от веры, порой считают, что достаточно жить в согласии со своей совестью, чтобы быть нравственным человеком. И на первый взгляд это вполне справедливо. Но только на первый взгляд.
Совесть Совесть выполняет в человеке сразу несколько функций. Во-первых, законодательную: именно совесть определяет, что есть добро, что – зло, и что нравственно нейтрально. Выполняет совесть и судебную функцию, выступает как «строгий и неподкупный, оценивающий все поступки человека» судья. И, наконец: «совесть действует еще в человеке, как мздовоздаятель. Это бывает тогда, когда мы, поступив хорошо, испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести», т.е. еще одна функции совести – исполнительная. Казалось бы – слушай голос своей совести, и она тебе точно укажет, что хорошо и что плохо, где ты прав, а где нет. Но стоит немного присмотреться, и можно заметить, что в отдельных случаях совесть не распознает зло (либо трактует поступок или явление как добро, либо как нравственно нейтральное). То есть законодательная функция совести не всегда работает исправно. Иногда совесть-судья становится совестью-адвокатом и занимается поиском множества всевозможных оправданий неблаговидных поступков; при этом зло распознается, но совесть не судит человека, а оправдывает его – это не ты такой, а жизнь такая. Случается, что совесть распознает зло, указывает человеку на его вину в совершенном проступке, но совершенно не казнит его. Таких людей называют «бесстыжими» или «бессовестными», хотя людей без совести в полном смысле слова не бывает. Таким образом, совесть оказывается, как минимум, не вполне надежна, о чем со всей очевидностью говорится в православном учении о грехопадении. Напомню вам фрагмент нашей второй огласительной беседы: «Если до грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своем сердце, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке уже не чувство любви и радости, но страх. Более того, природа человека подвергается серьезному повреждению – в нее вошла смерть и разделение. Отныне в человеке как бы самостоятельно существуют воля, разум и чувства, и они вступают в противоречия между собой. Повреждение касается и совести человека, проникает в самые глубины человеческой природы. Последствия грехопадения человека катастрофически, причем не только для него, но и для его потомков и для всего творения» Таким образом, в не всегда надежном функционировании совести проявляется то повреждение человеческой природы, о котором мы говорили во второй беседе. Все функции совести в той или иной мере повреждены в каждом человеке, и этим обусловлена необходимость иметь некий внешний ориентир, идеал, эталон духовности, нравственности, святости, по которому человек может сверять свою совесть. В христианстве этот эталон описан в Евангелии, поэтому христианин живет не столько по совести, сколько по Евангелию, или, как чаще говорят – по Заповедям Божиим. «Естественный нравственный закон в падшем человеке носил на себе отпечаток его страстной греховной природы и по этой причине уже не мог правильно и надежно руководить его к нравственному совершенствованию и истинному богоугождению. Поэтому Господь и дал людям в помощь их немощной и извращенной совести Свой Божественный откровенный закон, в котором требования воли Божией предлагаются весьма ясно и положительно» Г.Шиманский Людей верующих и церковных порой упрекают в низкой нравственности; и, к сожалению, это зачастую справедливо. Полагаю, что каждый из вас либо сталкивался сам, либо слышал от своих родных и знакомых о случаях, когда человек, казалось бы, верующий совершал некрасивый поступок, который никак не идет в согласие с представлениями о поведении христианина. Я не стану оправдывать эти поступки, а обращу ваше внимание на то, что упрекающие потому и упрекают, что знают о высоте нравственного учения Христа. Даже люди, далекие от Церкви, не читавшие ни Евангелия, ни творений святых отцов, тем не менее знают о том, что учение Христа – это учение мира, любви и добра, а основными христианскими добродетелями являются смирение, кротость, умение прощать и терпеть. Откуда же они это знают? Откуда людям нецерковным известно, как должны и как не должны поступать христиане? Я бы назвал два источника этих знаний. Первый – это та культурная среда, в которой люди живут; вся западная цивилизация сформировалась под мощным влиянием христианства, и Российская государственность, наша культура, менталитет нашего народа не является исключением. Живя в культурной среде, впитавшей в себя христианские представления об идеальном, человек, вольно или невольно, но впитывает в себя те представления о должном или не должном, которые лежат в основе существования окружающей культурной среды. Таким образом, Божии Заповеди – это не что-то чуждое для нас, не что-то новое и доселе неизвестное, а вполне, пусть и смутно ощущаемое, но знакомое. И знакомство с Православием для нас – это не нечто новое, а возвращение к истокам, но на новом витке, на ином уровне. Именно поэтому даже незнакомым с христианским учением людям известно о том, как должно и как не должно поступать христианину. Второй источник – это наша собственная душа, которая, как говорил один из древних христианских проповедников, по природе христианка. И с Богом-то она «немножко знакома». И в своем начале она не так замутнена грехами, пороками, не отягчена немощами, дурным влиянием и отрицательным опытом, как это происходит со временем. Поэтому мы, глядя на детей, умиляемся и говорим, что они чисты, как Ангелы Божии. Да и Сам Господь говорил: «будьте как дети ибо таковых есть Царство Небесное». Заповеди Божии Давайте теперь поближе познакомимся с Заповедями Божьими. При словосочетании «Заповеди Божии» обычно вспоминаются такие заповеди, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй». Но это вовсе не христианские заповеди – это заповеди Ветхого Завета, данные еще Моисею на Синайской горе за 2000 лет до рождества Христова. И вот как они звучат полностью: 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Библия. Книга Исход, глава 20, стихи 2-17) По этим заповедям люди жили до Христа. Христос же сказал в Евангелии, что по жестокосердию нашему были даны те заповеди. И при этом: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 17) «Исполнить» – значит довести до полноты, «наполнить», раскрыть подлинный смысл, глубину этих заповедей: - Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду … если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой … Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем … Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Библия. Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 21-48) Здесь Господь опять напоминает нам о том, что мы сотворены по образу Божьему, и призваны взойти от образа к подобию: стать как Бог. Поэтому Он и говорит, что наши поступки должны быть подобны делам Божьим: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных». «…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный…» – этими словами Господь открывает нам бесконечную перспективу нравственного совершенствования, перспективу духовного развития и роста. Однако возникает закономерный вопрос: как же нам возможно соответствовать столь высоким требованиям? Если мы внимательно посмотрим в свою душу, то увидим, что не в состоянии вот так просто взять и стать столь духовно совершенными людьми. Да и, кроме того, мир, который нас окружает, не только не способствует тому, чтобы нам встать на путь истинный, но, напротив, располагает нас к обратному. Как же быть? Надо сказать, что и апостолы в свое время тоже об этом спрашивали Христа: «Кто же может быть спасен?» И получили ответ: «Человеку это невозможно; Богу же все возможно». Иными словами, если мы будем пытаться идти путем праведным только своими силами, опираясь только на свою решимость, твердость, принципиальность, то мы действительно обречены на неуспех. Но при содействии Божием все возможно, и доказательством тому являются примеры наших святых «Без благодати Божией ничего благоугодного человек не может сотворить. «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13),- говорит апостол. И Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). В духовных делах человек без помощи Божией благодати - как иссохшая ветвь, которая не приносит никакого плода. Богу, творящему в нас и желание и исполнение добра, подобает всякая хвала и слава, а человеку - стыд и смирение, потому что не только делать, но и хотеть без Бога ничего доброго не может». Святитель Тихон Задонский Святые Кто же они такие – святые? Возможно, вы удивитесь, услышав, что святые были такими же людьми, как и мы. Они испытывали те же чувства, что и мы, их посещали и радость, и разочарование, надежда и отчаяние, вдохновение и уныние. Святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас, случались у них и нравственные падения. Но эти люди с Божьей помощью шли по пути духовного делания, восходя от слабости к силе, преодолевая трудности и искушения; и явили собой образцы для подражания. Прославляя подвижника в лике святых, Церковь таким образом свидетельствует, что этот человек при содействии Божием прошел путем праведности, и с него можно брать пример ныне живущим христианам. «Суд над усопшими творит Господь, Он один ведает участь, уготованную каждому из нас. Но Церкви, которая является «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15), открывается, что некоторые из усопших угодили Богу своим святым житием, достигли вечного блаженства и предстательствуют за нас перед Его Престолом. Признание Церковью того или иного из ее усопших членов состоящим в сонме угодников Божиих называется канонизацией» Протоиерей Владислав Цыпин На иконах святых мы видим нимб. Это символическое изображение благодати Божией, просветившей человека. Благодать есть спасительная сила Божия, которая созидает в людях духовную жизнь, внутренне укрепляет и очищает от всего греховного и скверного. Само слово «благодать» означает «благой, добрый дар». И если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божественная благодать согревает душу человека духовным теплом, поэтому стяжание ее насыщает и радует сердце. Именно стяжание благодати Божией возводит христианина к вечности, благодать приносит с собой искомое сердцем каждого человека счастье, подлинную радость и свет души. Итак, при содействии Божественной благодати мы можем идти путем праведным. Но как же мы ее получаем? Через Церковные Таинства. Таинства Очень интригующий термин – «таинства»; ассоциируется с чем-то таинственным, неизвестным, загадочным, и в некотором смысле так оно и есть. Таинства – это такие священнодействия, в которых с особенной силой действует Благодать Святого Духа и которые наиболее важны в духовной жизни христианина. В Таинствах через видимые действия священника христианам подается невидимая Божественная Благодать. Особо нужно подчеркнуть, что таинства совершаются не священником, а Самим Господом Иисусом Христом. То есть не священник, например, крестит человека, а Сам Христос; священник же только священнодействует – молится, призывает Божественную Благодать, свидетельствует о вере. Широко известны такие таинства, как Таинство Святого Крещения (о котором мы будем говорить в нашей заключительной беседе) и Таинство Церковного брака, или, как чаще говорят, Венчание. «Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» (Православный катехизис) Впервые брак был заключен еще в раю, когда Господь, сотворив Адама и Еву, благословил их союз, сказав: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Библия. Книга Бытие 1:28) В Новом Завете Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (Библия. Евангелие от Иоанна, глава 2, стихи 1-11) Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. А вот как о святости брака говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Библия. Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 5, стихи 22-33) Малоизвестное, но очень важное Таинство Священства, в котором человек поставляется на одно из служений в Церкви – епископское, священническое или диаконское. Кстати, это поставление сродни обручению Церкви, почему у нас и не принято, чтобы семейный священнослужитель носил обручальное кольцо. Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, который избрал апостолов из числа Своих учеников, дал им власть учить и священнодействовать, и по вознесении ниспослал им Святого Духа, облекшего их необходимыми для их служения силами. С тех пор зажженный Божественный огонь благодати Святого Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Одно из основных христианских Таинств – Таинство Евхаристии, которое почти всегда называют Причастием. О Причастии мы говорили в прошлый раз. Среди известных таинств можно назвать также Таинство Покаяния, в котором человек получает от Бога прощение грехов и утешение в его духовных скорбях. Чаще Таинство Покаяние называют исповедью. Вообще-то в прямом смысле слова «исповедь» – это исповедание грехов, когда человек в присутствии священника как свидетеля озвучивает свои согрешения, ошибки, духовные немощи. А «покаяние» – это чувство. «Покаяние заключается в том, что человек, который до того отвернулся от Бога или жил собой, вдруг или постепенно понимает, что его жизнь не может быть полной в том виде, в каком он ее переживает. Покаяние заключается в том, чтобы обернуться к Богу лицом. Это момент – только изначальный, но решительный, когда мы вдруг переменяем курс и вместо того, чтобы стоять спиной или боком по отношению к Богу, к правде, по отношению к своему призванию, делаем первое движение, – мы обратились к Богу» Митрополит Антоний Сурожский Святые отцы называли покаяние «вторым крещением». Вот как о покаянии говорил в свое время святитель Симеон Солунский: «Покаянием мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению, ко Христу, кроме подвигов и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла» Своими грехами мы удаляем себя от Бога, но у нас есть возможность через Таинство Покаяния опять соединиться со Христом и стать членом Церкви, о чем и молится священник во время исповеди: «примири и соедини его Святей Твоей Церкви» Все Церковные Таинства призваны помочь нам в нашем духовном делании, в нашем нравственном совершенствовании. Но говорить обо всех Таинствах в рамках одной беседы совершенно невозможно. Каждое Таинство – это предмет специального, серьезного и глубокого разговора. Сейчас же нам настало время подвести итоги четырех огласительных бесед. В первой беседе мы поговорили о том, что такое огласительные беседы. Мы вкратце рассмотрели их историю и выяснили, что оглашение перед Таинством Крещения является не новшеством, а вполне здравым и своевременным возвращением к практике древней Церкви. Еще мы разобрали понятие «религия» и узнали, что это есть воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Религия имеет две стороны – внешнюю, которая проявляется как совокупность различных священнодействий, практик, постов, поклонов и всего того, что иногда называют «культом», и внутреннюю, которая является непосредственным переживанием Бога и благоговением перед Ним. Также в первой беседе мы попытались найти ответы на вопрос о причинах наличия множества религий. Второй беседой мы постарались охватить основные события Священной Библейской истории. Из этой беседы мы узнали о том, что в основе мира лежит любовь, а так же о том, что Господь не сотворил зла, а оно зародилось в ангельском мире от гордыни и сопротивления Богу. Рассмотрев вопрос о сотворении человека, и его предназначении, мы выяснили, что человек призван был взойти от образа Божьего к подобию, стать подобным Богу, для чего ему следовало потрудиться. Прикоснулись к вопросу о грехопадении человека и его последствиях, а также узнали, каким образом Господь исцелил поврежденное человеческое естество. Третья беседа была посвящена Церкви Христовой. Мы говорили о том, что одно из распространенных определений Церкви звучит так: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, которых объединяет Правда, было сказано, что это определение все же не вполне точное, поскольку в Церковь нас объединяет не столько Православная вера, Закон Божий, священноначалие и таинства, сколько Сам Господь. Но тем не менее мы взяли это определение за основу и разобрали каждый из четырех пунктов. В третьей беседе мы поговорили о Православной вере и бегло ознакомились с православным Символом веры, а так же о священноначалии – епископах, священниках и диаконах. О Законе Божием и Таинствах мы говорили уже в четвертой беседе, в рамках которой успели ознакомиться с таким понятием, как «совесть», и узнать, что христианин, оказывается, должен жить не только по совести, но и по Евангелию. Мы услышали Заповеди Божии и увидели, что Господь призвал нас к такому совершенству, которое недостижимо в принципе: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Отсюда мы сделали вывод о том, что нам открыта бесконечная перспектива духовного роста, который мы можем осуществлять с помощью Божьей. И эта помощь преподается нам в Церковных Таинствах. Впереди у нас еще одна беседа, на которой мы достаточно подробно ознакомимся с Таинством Святого Крещения и порядком его совершения.
Грех
«Грех – это извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние; беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)»
преподобный Иоанн Дамаскин
«Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе»
блаженный Феофилакт Болгарский
Слово «грех» – буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность»
Святой
Благочестивый и добродетельный человек, являющий собой образец духовности и нравственности, пребывающий после своей кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле. Бог — единственный источник святости, соответственно, святой тот, кто соединён с Богом.
Таинства
Священнодействия, в которых с особенной силой действует Благодать Святого Духа и которые наиболее важны в духовной жизни христианина. В Таинствах через видимые действия священника христианам подается невидимая Божественная Благодать.
1. Еще раз внимательно прочтите 10 заповедей Божьих и Заповеди Блаженства. Текст найдете в дополнительном материале к этой беседе.
2. Прочтите и подумайте над этой цитатой из Евангелия:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»
(Библия. Евангелие от Матфея 22:37-40)
3. Прослушайте третий антифон в исполнении хора Валаамского монастыря. Песнопение найдете в дополнениях по теме.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» Евангелие от Матфея 22:37-40 Десять Заподей Божиих: 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Библия. Книга Исход, глава 20, стихи 2-17) Заповеди Блаженства: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас… Евангелие от Матфея 5:1-12 «…Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою…» Евангелие от Иоанна 13:34,35
Третий антифон («Блаженны») в исполнении хора братии Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря
Лекция Осипова А.И. «Крещение и Евхаристия» |
Пройти тестирование
и получить сертификат
К беседе №1 К беседе №2 К беседе №3 К беседе №4 К беседе №5 | Для прохождения тестов войдите или зарегистрируйтесь:Вход Регистрация |